Анализ философских взгля­дов Макигути

В нашу задачу не входит, тем более что с точки зрения предмета настоящей работы в этом вряд ли есть существенная необходимость. Во-первых, нет оснований для утвер­ждения нынешних идеологов Сока гаккай о том, что учение Нитирэна в интерпретации Нитирэн сёсю оказа­ло определяющее влияние на философские взгляды Ма­кигути или что в его трудах дается истолкование этого учения. Дело не только в том, что практически все глав — — ные труды Макигути были написаны задолго до того, как в 1928 г. он вступил в Нитирэн сёсю. Даже в рабо­тах, написанных после этого, Макигути продолжал ис­ходить из приоритета научных знаний. Так, в опублико­ванном в 1930 г. первом томе «Педагогической систе­мы создания ценностей» он писал, что любой аргумент, который не является научным или не может быть до­казан экспериментальным путем, приведет лишь к бес­конечным спорам В издававшемся в 1930 г. единомышленниками Макигути журнале «Канкё» («Ок­ружающая среда») много говорилось о научной педа­гогике, но ни слова — о религии (там же. С. 93—94). Во-вторых,— и это особенно важно — нынешние идео­логи Сока гаккай апеллируют не к Макигути, а непо­средственно к Нитирэну, связ.ывая все без исключения доктрины Общества с учением последнего.

Первые признаки влияния вероучения Нитирэн сёсю на философские взгляды Макигути появляются значи­тельно позже, ко времени организационного оформле­ния Сока кёику гаккай в 1937 г. Это нашло свое отра­жение в одной из работ по педагогике, опубликован­ной в указанный период, а также в том, что приобще­ние к Нитирэн сёсю стало одним из требований, предъ­являвшихся к лицам, желавшим воспользоваться услу­гами Общества в изучении педагогической системы Ма­кигути  С течением времени в публикациях Сока кёику гаккай стало появляться все больше мате­риалов, свидетельствовавших о возрастании влияния вероучения Нитирэн сёсю на его членов. Так постепенно Общество превратилось в организацию мирян — после­дователей учения Нитирэн сёсю.

Добавить комментарий