Антибуддийское движение

Правительство поощряло хайбуцу кисяку (дословно — «искоренение буддизма»), которое в ряде мест приняло насильственный характер, вылилось в ликвидацию храмов, уничтожение статуй, ограничение, а подчас и запрещение деятельности буд­дийского духовенства. Так, в Нара было разрушено не­сколько древних буддийских храмов. Из всего громад­ного комплекса храма Кофукудзи уцелела лишь пяти­этажная пагода, которая и по сей день является лучшим украшением города. В Тояма после насильственного слияния свыше 370 буддийских храмов их осталось только восемь. Власти Мацумото провозгласили курс на ликвидацию всех буддийских храмов. Здесь, как и в ряде других мест, буддийских монахов подвергали публичным оскорблениям, побуждали их к отказу от сана и переходу к мирским занятиям. В иных местах буддийское духовенство было настолько терроризиро­вано, что само вынуждено было принять участие в раз­рушении храмов  Лишь в нескольких районах, где влияние буддий­ского духовенства было особенно сильным, движение хайбуцу кисяку встретило сопротивление со стороны местного населения. Но и в этих случаях речь шла ско­рее о выступлениях крестьян под флагом буддизма про­тив жестокой политики властей, нежели о защите буд­дийских храмов как таковых  В целом движение хайбуцу кисяку пользовалось поддержкой населения, в представлениях которого буддийское духо­венство ассоциировалось с ненавистным токугавским режимом, а глумление над ним воспринималось как зри­мое свидетельство краха этого режима. После того как главная цель антибуддийских меро­приятий была достигнута и стало ясно, что влияние буд­дийского духовенства существенно подорвано, прави­тельство начало спускать на тормозах движение хай­буцу кисяку. Сказалось и стремление правящих кругов использовать буддизм в борьбе с распространением хри­стианства, которое в первые годы после революции 1867—1868 гг. рассматривалось как враждебная идео­логия. Власти исходили также из целесообразности мо­билизации буддийского духовенства для пропаганды «великого учения» (дайкё), главным в котором была апологетика императорской системы. Имелось в виду навязать «великое учение» народу в качестве новой офи­циальной религии. Для его распространения была соз­дана Академия великого учения (Дайкёин), объединив­шая как синтоистские, так и буддийские организации.

Добавить комментарий