Буддийское духовенство

Оно поддержало идеи ультранационалистического философа Иноуэ Тэцуд — зиро (1856—1944), который в опубликованной в 1893 г. книге «Столкновение образования и религии» проводил мысль о несовместимости христианства с духом импера — орского рескрипта об образовании 1890 г., игравшего :ю существу роль канона государственного синто  Ожесточенным нападкам со стороны буддий­ского духовенства подвергались все, кто осмеливался поставить под сомнение «святость» императора или выступал с критикой императорского рескрипта об обра­зовании. Широко известны случаи активного участия буддистов в травле деятелей христианства и универси­тетских преподавателей, обвиненных в «непочтитель­ном» отношении к императорским «святыням». Сказанное выше в полной мере относится и к дея­тельности нитирэновских групп буддизма в первые два — три десятилетия после незавершенной буржуазной рево­люции 1867—1868 гг. Наиболее заметной фигурой среди нитирэнистов этого периода был один из учеников Удана Нитики — Араи Ниссацу (1830—1888), возглавивший крупное объединение нитирэновских храмов с центром в Куондзи на горе Минобу. Как и подавляющее большинство буддийского духо­венства своего времени, Араи воспринял движение хай — буцу кисяку лишь как гонение на буддизм, совершенно не пытаясь проанализировать причины этого движения, получившего столь широкую поддержку в народе. Будучи представителями наиболее консервативных сил общества, воспитанные в духе беспрекословного подчи­нения властям, буддийские монахи, особенно высшая их прослойка, не способны были сделать из уроков хай — буцу кисяку вывод о необходимости реформ буддийских институтов. Их заботило лишь одно: как восстановить былые позиции своих групп, подорванные в годы анти- буддийских гонений. Подобно своим собратьям из дру­гих буддийских школ, Араи видел лишь один путь к этому, а именно — демонстрация лояльности властям, сотрудничество с ними, приспособление к интересам го­сударственной политики.

Добавить комментарий