Движение Хоммон буцурю ко

Оно совершенно очевидно, выпадало из системы официально признанных буддий­ских институтов, в которую входил и ряд нитирэновских организаций. Если Нагамацу стремился, вовлекая про­столюдинов в деятельность по распространению «истин­ной веры», наполнить их жизнь новым содержанием, культивировал в них чувство солидарности, внушал им идеи социального равенства и тем самым пропаганди­ровал идеологию, оппозиционную существовавшему режиму, то даже те из представителей нитирэновского духовенства, которые пытались внести вклад в теорети­ческое развитие вероучения Нитирэна, по существу шли по пути обоснования примиренческого, пассивного отно­шения к действительности. В этом смысле характерны взгляды Удана Нитики (1800—1859), ученого-монаха из княжества Kara на побережье Японского моря. Нитики не разделял нетер­пимого отношения Нитирэн^ к инакомыслящим, пол­ностью отвергал метод сякубуку как средство распро­странения «истинной веры». Он объявил «абсолютно бесполезным» важнейший труд Нитирэна «Риссё анкоку рон». В доводах Нитики против сякубуку было немало разумного. Проповедуя терпимость, он говорил, что упрямое отстаивание лишь своих собственных взглядов ослепляет человека, мешает ему познать истину, препят­ствует развитию науки и искусства. У размышляющих людей сякубуку способно лишь вызвать смех, а потому подрывает престиж высокого учения. В одной из своих работ он писал, что положительные стороны могут быть и в буддизме, и в конфуцианстве, и в национальной школе и поэтому нельзя абсолютизировать что-то одно, отвергая все остальное

Добавить комментарий