Идеоло­гическая переориентация Сока гаккай

Не трудно попять значение, которое имела, совершенная Хо­да, для дальнейших судеб Общества. Отныне оно ста­новилось в полном смысле слова движением буддистов — мирян, оспованном на догмах Нитирэн сёсю. Акценти­руя внимание на «чудодейственных» свойствах гохон — дзсна, Сока гаккай эффективно эксплуатировало спе­цифические особенности религиозной психологии япон­цев, видящих в религии в первую очередь средство об­ретения земных благ. Тода прекрасно понимал это, по­стоянно подчеркивая значение гохондзона, называя его «машиной по производству человеческого счастья». Следует, однако, помнить, что представления о ре­лигии как о средстве обретения земных благ эксплуа­тировали все новые религиозные движения. Поэтому акцентированием внимания только на этой стороне де­ла вряд ли можно объяснить последующие успехи Сока гаккай. Очень важно то, что Общество в значительно большей мере, чем другие движения нитирэновского толка, восприняло присущий догме Нитирэна интерес к действительности. Будучи схожим с Рэй ю кай и Риссё косэй кай в подходе к вере как средству обретения зем­ных благ, Сока гаккай в то же время существенно от­личалось от этих движений в том, что делало упор на те­зис Нитирэна о «соединении Закона Будды с управле­нием государственными делами» («обуцу мёго»). Это обстоятельство впоследствии определило активное уча­стие Сока гаккай в общественной жизни, а затем и внед­рение в политику, что само по себе существенно рас­ширяло круг лиц, которые могли быть привлечены в ря­ды Общества. Наконец, важную роль в последующих успехах Сока гаккай сыграло и то, что организационно оно оказалось гораздо прочнее, чем любое другое дви­жение нитирэновского толка.

Добавить комментарий