Идеология «фудзю — фусэ»

Однако трудно сказать, осознавали или нет этот аспект своей борьбы с правительством: скорее всего единственной причиной конфронтации с властями для них были чисто религиоз­ные мотивы. В современных условиях массовые нитирэ — нистские организации, и прежде всего Сока гаккай, не могут себе позволить придерживаться в практической работе установок и методов «фудзю — фусэ», хотя в апологетической литературе данное явление в истории нитирэновского движения именуется «мученичеством за веру», а его деятели — глубоко почитаемые фигуры. На протяжении XVII—XVIII вв., а также первой по­ловины XIX в. ведущую роль в Нитирэн-сю играли ре­формистские течения. В догматике господствовали позд­ние тэндайские доктрины эклектического характера, основным методом обращения в нитирэновскую веру был сёдзю. Безусловно, эти течения, строго говоря, нельзя называть традиционно нитирэнистскими. Неда­ром Нитирэн-сёсю именует себя истинной школой Ни­тирэн, подчеркивая преемственность ортодоксальной традиции. Таким образом, наивысший расцвет Нитирэн — сю со времени ее основания и до вступления Японии на капиталистический путь развития пришелся на XIV— XV вв. Доктринальный комплекс нитирэновского учения многогранен и сложен, однако все его стороны подчи­нены обоснованию краеугольного положения: предста­вить нитирэнизм в качестве совершенной идеологии, оптимальным образом подходящей как для отдельной личности, так и для мира в целом. Подчеркивая конеч­ную истинность своего учения, Нитирэн заявлял и о его исключительности. Для доказательства такого смелого утверждения он использовал канонические буддийские тексты, а также сочинения некоторых индийских буд­дийских мыслителей (прежде всего Нагарджуны) и идеологов тяньтайского буддизма.

Добавить комментарий