Истинная школа чистой земли

В начале XIII в. в школе Дзёдо произошел раскол, в результате которого выделилась группировка, назы­вавшая себя (Дзёдо- синсю) или просто Истинной школой (Синею). Первый патриарх Дзёдо-синсю — Синран (1173—1262) оконча­тельно изгнал из этого учения остатки философских спекуляций. Английский японовед А. Ллойд правильно заметил, что «Синею… во всяком случае в ее раннем и более распространенном виде отмежевывается от вся­кой метафизики. Она не знает никакой философии рели­гии: вера в Амида — все во всем» (66. С. 4?3). Синран объяснял это тем, что «если вера в Амида и заповеди являются единственно необходимым для истинного спа­сения и перенесут верующего в рай, то ясно, что сму­щать умы верующих метафизическими тонкостями и вы­сокими спекуляциями, которые составляют такую важ­ную часть в учениях других сект (школ.— Авт.), как, например, Тэндай и Сингон, в высшей степени ненужное дело» Школы дзэнского направления, с которыми воевал Нитирэн, нашли многочисленных адептов среди профес­сиональных военных, начиная с высших чинов бакуфу Теоретической основой дзэнского учения с досконально разработанной техникой медитации являлась все та же махаянистская идея о наличии «природы будды» в каж­дом человеке. Внимание идеологов дзэна было направ­лено исключительно на методы выявления в человеке этой «природы», т. е. на внутренний мир индивида Проблема общности отдельной личности и государства и само государство как объект спасения практически не занимали теоретиков и практиков этого направления

Добавить комментарий