Истинная вера

Нагамацу разделял эти настроения. Человек боль­шой эрудиции, движимый искренним стремлением об­рести «», он оказался белой вороной сре­ди буддийских монахов, функции большинства которых сводились к механическому отправлению обрядов, пре­имущественно связанных с заупокойным культом. Ему было отказано в приеме в буддийскую семинарию при одном из храмов. Путь к карьере ученого-монаха ока­зался для него закрыт. Разочарованный Нагамацу вер­нулся в Киото, а через некоторое время отказался от монашеского сана. Стремление проповедовать «истин­ный буддизм» побудило его в 1857 г. создать Хоммон буцурю ко (Ко истинного учения, основанное Буддой). Подобно Нитирэну, Нагамацу считал себя подвиж­ником Сутры лотоса и видел смысл жизни в распростра­нении культа сутры среди своих современников. Подчер­кивая приверженность вероучению Нитирэна, он про­возглашал себя единственным его преемником, правиль­но воспринявшим идеи этого религиозно-общественного деятеля XIII в. Однако, сколь бы ни акцентировал Нагамацу свою ортодоксальность, содержание его про­поведи, его практическая деятельность свидетельствуют о том, что он пошел по пути реформы нитирэновского вероучения, ревизии некоторых его положений, приспо­собления его к современной ему действительности, интересам тех социальных слоев, к которым он преиму­щественно апеллировал, а именно городских торговцев и ремесленников. Нагамацу и созданное им Хоммон бу — цурю ко по существу предвосхитили действующие ныне новые социально-религиозные движения нитирэновско­го толка. Более того, ряд догматических положений, основные черты религиозной практики, методы обраще­ния, к которым адепты этих движений прибегают сегод­ня, имеют много общего, а подчас полностью повторяют соответствующие элементы догматики Хоммон буцурю ко. Поэтому трудно не согласиться с характеристикой, которую дает Нагамацу известный исследователь нити­рэнизма С. Токоро, называя его «главным основополож­ником новых религиозных организаций нитирэновского толка» (53. С. 45).

Добавить комментарий