Изучение ортодоксальной тяньтайской догматики

Оно привело Нитирэна к сознательной борьбе против Дзёдо — сю, с одной стороны, и мечте о всеяпонском почитании Лотосовой сутры — с другой. Во времена Нитирэна адепты Дзёдо-сю проникли в хиэйские храмы. Распро­странение амидаизма и ревизионистские тенденции в тэндайских фракциях подкрепляли пока еще тайные мечты Нитирэна об организации собственного дви­жения. Еще в период четырехлетнего пребывания в Камаку­ра у честолюбивого послушника из восточных про­винций пробудился интерес к политическим и обще­ственным проблемам, что в известной степени предопре­делило становление его мировоззрения.

Кроме того, очевидно, нельзя не принимать во вни­мание и психологический склад юноши. Хотя прямых достоверных свидетельств о детских и отроческих годах не сохранилось, с известной осторожностью можно предположить страстное желание молодого Нитирэна, обладавшего незаурядным умом, выбиться в люди, а также (уже тогда) убеждение в собственном превос­ходстве над окружавшими его монахами и мирянами. Такой склад натуры, безусловно, стимулировал разви­тие фанатизма, проявившегося в полной мере несколько позже.

Общение с монахами, знавшими историю Тэндай- сю и часто вспоминавшими о ее расцвете в предыдущие века, чтение сочинений Сайтё и его преемников, дея­тельность которых предопределила этот расцвет, по­буждали Нитирэна задумываться о реставрации поли­тического и общественного влияния тяньтайских идей. Изменившаяся историческая обстановка и фракцион­ные противоречия внутри школы Тэндай оказались, оче­видно, решающим фактором в решении Нитирэна про­тивопоставить Дзёдо-сю собственную буддийскую орга­низацию.

Добавить комментарий