Концепция буддизма мирян

Главным в проповеди Нагамацу была (дзайкэ буккё). Он исходил из убежде­ния, что буддийское духовенство утратило способность нести «истину Будды» людям, а посему эту миссию должны взять на себя сами верующие. В этом плане Нагамацу унаследовал подход Нитирэна, который не делал различий между своими учениками, будь они монахи или миряне, видя в каждом из них прежде всего пропагандиста своего вероучения. Однако в случае На­гамацу такой подход представлял собой закономерную реакцию на современный ему официальный буддизм. Острие своей критики Нагамацу направил против буддийского духовенства. Резко обличая монахов, он называл их «глиняными куклами», «облаченными в ря­сы лисами» Особенное его негодование вызывало то, что буддийское духовенство свело всю свою деятельность к отправлению погребальных и заупокойных обрядов. В этой связи он подчеркивал, что истинное назначение буддизма состоит не в заупокой­ном культе, а в том, чтобы просвещать живущих, ука­зывая им путь к спасению. Мир, о котором говорится в Сутре лотоса,— это мир вечной жизни, а не мир мертвых. Сутра лотоса — это буддизм живых, а потому не должно быть буддизма, специализирующегося только на заупокойном культе  Критерием отношения к человеку для Нагамацу бы­ла его приверженность вере. Если человек истинно ве­рит, он, даже будучи мирянином, является подлинным монахом, а если у монаха нет веры или она носит фор­мальный характер, то такой монах ничем не отличается от невежественного простолюдина Подчер­кивая приоритет веры перед материальным благополу­чием, образованностью, общественным положением,

Нагамацу проводил мысль о равенстве всех людей перед буддийским законом, что придавало его проповеди демократическую окраску.

Добавить комментарий