Модель госу­дарства

Итак, рассмотрение нитирэновской догматики пока­зывает, что Нитирэн стремился дать тем, кто шел под его знамена, не только духовную опору, «доказав», что в каждом из них скрыт будда и что открыть в себе его сущность — не такое уж трудное дело, но и, в котором они могли бы рассчитывать на стабильное, точнее говоря, вечно стабильное положе­ние. А нитирэновское движение составляли, напомним, мелкое и среднее самурайство, а Также экономически и идеологически примыкавшие к нему другие социаль­ные группы. И те и другие в XIII в. оказались на пери­ферийных позициях в японском обществе. Однако, как мы видели, Нитирэн, особенно в конце жизни, настаивал на универсальном характере своего учения. Нужно ска­зать, что данные характерные черты нитирэнизма сохра­нились и в современных интерпретациях этого вероуче­ния. С одной стороны, нынешние нитирэнисты, как пра­вило, выходцы из мелкой и какой-то части средней буржуазии, а с другой — в деятельности нитирэнист — ских организаций одной из главных целей является рас­пространение их идеологий по всему миру. Кроме того, вероучение Нитирэна (строго говоря, прежде всего тяньтайские доктрины, в нем содержащиеся), несомнен­но, содержат элемент привлекательности для тех (неза­висимо от их классовой принадлежности), кто не обла­дает последовательно научным мировоззрением XIX век — время грандиозных перемен в жизни японского общества. Япония вступила в это столетие типично феодальной страной, а вышла из него молодым капиталистическим хищником, который не замедлил включиться в борьбу за «свою долю» в колониальном грабеже соседних стран и народов. Разумеется, такая поразительная на первый взгляд трансформация про­изошла отнюдь не по мановению волшебной палочки и не в столь короткие сроки, как это представлялось многим европейцам, которые в конце XIX — начале XX в. со смешанным чувством удивления и тревоги сле­дили за выходом еще недавно мало кому известного государства на международную арену. Буржуазная ре­волюция 1867—1868 гг., открывшая путь капиталисти­ческому развитию страны, была подготовлена дли­тельным процессом вызревания отношений нового типа в недрах феодального общества, который ускорился в начале XIX в.

Добавить комментарий