Наследия Макигути

Тода отнюдь не отказался от основных положений теоретического, согласно которому три ценностные категории — «выгода» (удовлетворе­ние материальных потребностей), «красота» (удовлет­ворение духовных потребностей) и «доброта» (удовлет­ворение альтруистического желания поделиться «выго­дой» и «красотой» с другими людьми) — обусловлива­ют гармоничное и, следовательно, «должное» суще­ствование личности. Но усвоение ценностей и в конеч­ном счете обретение счастья он увязал непосредствен­но с постижением догм Нитирэн сёсю. При этом основ­ной упор был сделан на необходимость следования «трем великим тайным Законам» — гохондзон, кайдан и даймоку. Дальнейшее развитие догматики Сока гак­кай пошло по пути модернизации доктрин Нитирэн сё­сю, в то время как положения теории ценностей Маки­гути все более оттеснялись на задний план, а ее изу­чение во все большей мере становилось уделом огра­ниченного круга образованной элиты Общества. Интерпретация Тода догм Нитирэн сёсю получила название «философии жизни». Суть ее сводится к сле­дующему. Высшее начало бытия — «жизнь» или «жиз­ненная сила». Она господствует во вселенной и высту­пает как проявление Будды, воплощением которого, со­гласно учению Нитирэн сёсю, выступает Нитирэн. Го — хондзон — мандала, якобы начертанная самим Нитирэ — ном,— служит конденсацией вселенской жизненной си­лы. Общение с гохондзоном в ходе молитвы позволяет людям войти в ритм «большой жизни вселенной» и об­рести счастье. Поскольку жизненная сила преодолева­ет ограниченность духа и тела, материального и идеаль­ного, и существует вечно, постольку и наделенный ею человек живет вечно, проходя кармический цикл пре­вращений. Поэтому спасение он обретает не иначе как с помощь» истинной веры в учение Нитирэна

Добавить комментарий