Название Лотосовой сутры

Это— «истинное слово», выражающее содержание всего идейного комплекса сутры («Каймоку сё» — «Трактат об открывании глаз»: 31. С. 209). Оно якобы было скрыто в так называемой Железной Ступе на юге Индии (там же. С. 209), откуда, как утверждает буддийская традиция, Нагарджуна получил «высшее знание» от Будды, пребывавшего в «превращенном теле». Знак «мё» интерпретируется как «истинное» и одно­временно как шесть парамит и восемьдесят тысяч (в данном случае это символ бесконечного множества) деяний — согласно шести парамитам. Парамита — одна кз центральных категорий догматики буддизма махаяны. Это способность, в каком-то смысле энергия, обладание которой делает достижимой нирвану. Пара­мита — то, что перевозит на другой берег (ср.: паром). В переводах этого слова на китайский язык (что вошло соответственно и в японскую буддийскую лексику) идея «переправы» к нирване выражена весьма отчетливо: парамита передается как «достижение другого берега» («другой берег» — распространенное в буддийской ли­тературе метафорическое обозначение нирваны), «до­стижение точки (цели)», «достижение беспредельного (переправа к беспредельному)». Шесть парамит — это «даяния», «обеты», «терпение (в достижении цели)», «усердие», «сосредоточение», «мудрость». Каждое из перечисленных значений трактуется в особом, буддий­ском смысле. С другой стороны, «совершенное» — десять взаимо­проникающих «миров»   Таким образом, «мё» является знаковым выраже­нием, во-первых, пути «совершенных деяний» (т. е. эти­ческой стороны буддизма) и, во-вторых, основопола­гающей догмы тяньтайского буддизма. «Мё» к тому же определение знака «хо» («Закон») — все, что скрывает­ся под символом «мё», характеризует «Закон», запечат­ленный в Лотосовой сутре.

Добавить комментарий