Нео­буддийские религии

Тема нашей работы требует охарактеризовать. Как следует из их названия, эти движения по происхождению восходят к буддизму. Их особенностью является акцент на одной или не­скольких чертах вероучения соответствующей традици­онной школы буддизма. Хотя большинство указанных движений претендует на ортодоксальное толкование буддийского вероучения или его отдельных догм, в действительности же их догматика в ряде случаев представляет собой эклектическое сочетание идей буд­дизма с заимствованиями из синто, конфуцианства, других религий, а в еще большей степени — из на­родных верований. В этом отношении они ничем не отличаются от других новых религий. Среди необуддийских новых религий есть движе­ния, связанные по происхождению с такими традици­онными школами буддизма, как Тэндай, Сингон, Дзёдо. Но их очень немного, даже совокупная численность их адептов весьма невелика, ни одно из них не играет сколько-нибудь заметной роли в религиозной жизни современной Японии. Подавляющее большинство нео­буддийских новых религий — это движения, догмы ко­торых связаны с вероучением Нитирэна. Сочинения и деятельность непосредственно Сайтё стали другим важнейшим источником философской и политической доктрин Нитирэна.

В конце VIII в. Японию потрясали политические кризисы, связанные с престолонаследием. Крупные феодальные кланы боролись за монопольное влияние на императорскую семью. В результате в 794 г. после десятилетнего строительства начинает функциониро­вать новая столица страны город Хэйан (совр. Киото), куда переезжает императорский двор и правительство. Кроме того, в 70-х годах VIII в. сложились достаточно напряженные отношения между государством и буддий­ской церковью, вызванные, с точки зрения двора, непо­мерно большими претензиями буддийской монашеской элиты и зависимостью от последней светских властей. Именно поэтому в новую столицу не были перенесены даже главные храмы, находившиеся в прежней сто­лице — Нара, хотя подобная акция вполне соответство­вала бы предшествующей традиции.

Добавить комментарий