Нитирэновская школа

Она , как и любое другое буддий­ское объединение того времени, состояла из духовен­ства (сюккэ) и мирян (дзайкэ), материально и идеоло­гически поддерживавших монашество. Нитирэн не делал различий между сюккэ и дзайкэ, называя тех и других учениками (тэйси). Кроме того, равными правами пользовались монахи, ко времени прихода к Нитирэну имевшие официальный диплом (как сам Ни­тирэн), и лица, ставшие монахами уже после того, как примкнули к движению. В нитирэновском ордене было много таких, как их тогда называли, «самовольных монахов», не получивших никакого документа о прохож­дении церемонии «принятия заповедей» в храмах, имев­ших на то официальное разрешение. Отрицание Нитирэном практики наложения на уче­ников многочисленных обетов этического характера, большая часть которых была канонизирована в ранний период распространения буддизма, объясняется тем, что в этом случае нитирэнисты могли бы пренебрегать ими на вполне законных основаниях (никаких обетов на себя не налагали). Отнюдь не случайно в число своих главных противников Нитирэн включил школу Риссю, в догматике которой доминировала этическая сторона буддийского учения. Среди «дипломированных» монахов, пришедших к Нитирэну, подавляющее большинство составляли вы­ходцы из Тэндай-сю. Объясняется это тем, что лидер движения призывал к возрождению ортодоксального тяньтайского учения и объявлял это залогом восста­новления былого величия школы в рамках новой буд­дийской организации под его, Нитирэна, началом. Та­ким образом, пропагандистами нитирэнизма в период становления, объединения и последующих гонений ста­ли те, кто был идеологически тесно связан с некогда могущественным объединением и кто считал себя на­следником традиций Сайтё. Нужно иметь в виду, что под знамена Нитирэна шли те тэндайские монахи, которые были недовольны зависимостью школы от старой арис­тократии, а также слишком большим влиянием доктрин Сингон и Дзёдо на современное тэндайское учение.

Добавить комментарий