Нитирэновское движение

Они представляло новый тип буддийских школ, идеологически связанных с вышед­шим на политическую арену самурайством. Создав­шиеся благоприятные условия для формирования этого социального слоя привели, с одной стороны, к его быст­рому количественному росту, а с другой — к внутренней дифференциации. Кроме того, в XIII в. наблюдается значительное увеличение числа ремесленников и торгов­цев и вообще городского населения. Эти социальные группы также попадали в сферу охвата новых буддий­ских школ. Наконец, крестьянство, зависимое от фео­дальных кланов, составлявших костяк нового режима, «обслуживалось» буддийскими школами, ориентировав­шимися на этот режим. Отметим две важные особенности новых буддийских школ. Во-первых, ни экономически, ни политически они не были связаны с императорским двором и окружавшей его аристократией. Во-вторых, их идеологи пропаганди­ровали свои учения в век «конца Закона» в качестве панацеи от всех бед. Последнее обстоятельство, как мы увидим, во многом объясняет веру Нитирэна в свое предназначение спасти Японию от несчастий и претен­зии на аналогичную роль его последователей вплоть до сегодняшнего дня. Буддизм нового типа представляли три течения, включая нитирэнизм. Последний, однако, имел ряд спе­цифических черт и был самым поздним по времени воз­никновения. Может показаться парадоксальным, но ни — тирэновская школа во главе с ее основателем находи­лась в решительной и последовательной оппозиции к правительству в Камакура и в высшей степени нетер­пимо относилась к двум другим новым течениям — амидаизму и дзэну, а также к большинству старых буддийских школ. Причины такого явления будут вы­яснены ниже, сейчас же остановимся на современных нитирэнизму буддийских течениях в Японии.

Добавить комментарий