Ослабле­ние нитирэнистов

Конец XVI в. был временем дальнейшего. Крупный феодал и фактический правитель Японии того времени Ода Нобунага жестоко преследовал буддийские школы. Христианство, кото­рому покровительствовал диктатор, стало на некоторое время еще одним конкурентом Нитирэн-сю. Тоётоми Хидэёси, захвативший власть после убий­ства Нобунага, был противником христианского уче­ния, поэтому нитирэновская школа, как и другие буд­дийские объединения, получила право свободной деятельности. Однако внутри движения снова начались принципиальные споры между «ортодоксами» и «мо­дернистами». В 1595 г. Хидэёси повелел собрать тысячу монахов на молебен в честь воздвижения статуи Будды. Кио — тоские группировки во главе с Нитидзю, непосредствен­но испытавшие на себе гонения властей, склонились к участию в церемонии. Ряд провинциальных фракций, избежавших прямых преследований, сомневались в необходимости посылки своих представителей на моле­ния. Лидером «ортодоксов» стал Нитио, заявивший, что участие в каких-либо мероприятиях вместе с мона­хами других школ, принятие приглашений на такие мероприятия, а также подношение даров «чужим» хра­мам несовместимы с буквой учения Нитирэна. Тем не менее большинство ведущих деятелей движения при­соединились к Нитидзю. Нитио основал собственную фракцию, получившую название «фудзю — фусэ» («не принимать — не да­вать»), в котором отразилась главная и важнейшая установка практической деятельности этой секты: не принимать никаких пожертвований от тех, кто не яв­ляется приверженцами нитирэновского вероучения, и равным образом не оказывать никаких благодеяний «чужим». В более широком смысле адептам «фудзю — фусэ» предписывалось воздерживаться от каких-либо деловых контактов с «иноверцами», не ослабляя в то же время пропаганду собственного учения с использо­ванием метода сякубуку.

Добавить комментарий