Попытки объединения нитирэнов­ских групп

Ни при жизни Араи, ни в последующие годы успеха не дали, ибо каждый из их руководителей исхо­дил из узкокорыстных интересов собственной группы, заботился лишь о своем престиже. Каждый считал орто­доксальной именно свою школу нитирэновского веро­учения. Это нашло свое проявление, в частности, в том, что в 1912 г. группа Фудзи ха с центром в храме Тайсэ — кидзи у подножия горы Фудзи добилась у властей раз­решения впредь именоваться Нитирэн сёсю (Ортодок­сальная школа Нитирэн). Несколько десятилетий спустя вероучение Нитирэн сёсю станет теоретической базой массовой общественно-религиозной организации Сока гаккай. Араи Ниссацу и подобные ему буддийские лидеры, поставив руководимые ими объединения на службу го­сударственной политике, обеспечили себе благожела­тельное отношение и покровительство властей. Органи­зации традиционных буддийских школ постепенно укрепляли свои позиции, заняв отведенное им место в рамках религиозно-политической системы государ­ственного синто. В ином положении оказалось Хоммон буцурю ко, ряды которого продолжали расти и после 1867—1868 гг. Это вызывало подозрения властей, тем более что наряду с нападками на буддийское духовен­ство Нагамацу стал выступать и с критикой существу­ющих порядков. Его неоднократно вызывали на до­просы в полицию, трижды он оказывался за тюремной решеткой. Тем не менее вплоть до своей смерти в 1890 г. Нагамацу упорно отстаивал свои взгляды, энергично проповедуя идеи буддизма мирян. Его преемники оказа­лись не столь последовательными. После смерти Нага­мацу верхушка Хоммон буцурю ко стала отходить от принципов буддизма мирян. В движении сложилось собственное духовенство. Продолжавшиеся преследо­вания со стороны властей делали свое дело. Хоммон буцурю ко теряло присущую ему на первых порах боеви­тость и со временем выродилось в организацию, мало чем отличавшуюся от традиционных школ буддизма.

Добавить комментарий