Последние годы жизни Нитирэн

Он провел на горе Ми — нобу, расположенной к западу от Фудзи, священной горы японцев. Отказ от активной религиозной и об­щественной деятельности, несколько неожиданный для членов движения, был вызван, судя по всему, осозна­нием Нитирэном принципиальной невозможности из­менить свой статус полупризнанного учителя. М. Анэ — саки называет поселение «подвижника Лотосовой сут­ры» в горах «добровольной ссылкой» (58. С. 93). Восемь лет жизни Нитирэна в стороне от дорог были наполнены тем не менее энергичной творческой деятельностью. В этот период он завершает разработку доктрины тео­кратического государства. В последующие времена ре­лигиозные объединения, считавшие себя преемниками нитирэновского движения, в частности Сока гаккай, если говорить о современном периоде, в основу своей деятельности чаще всего клали именно эту концепцию, которую Нитирэн при жизни и не пытался реализовать. Учение Нитирэна о государстве и религии — венец его общественно-политической и религиозно-философской деятельности. В позднейшей литературе принцип едине­ния политики и религии получил название «сэйкё ит — ти» — «единство политики и религии» или, если имелся в виду исключительно буддизм, «обуцу мёго» — «бла­гое слияние (единение) правителя и Будды». По подсчетам Ю. Такаги сохранилось 291 сочинение, написанное Нитирэном во время про­живания на Минобу, причем большая часть их — по­слания ученикам и последователям. Такое огромное количество писем было следствием изменения форм ру­ководства движением. Школа постепенно восстанавли­вала свои позиции, и Нитирэну приходилось руково­дить ее деятельностью посредством переписки. Он оста­вался лидером и главным стратегом движения, хотя личного участия в привлечении новых адептов и в публичных проповедях не принимал: это входило в прерогативу учеников. Нитирэн внимательно следил за действиями своих подопечных, о чем свидетельствуют многочисленные письма-инструкции.

Добавить комментарий