Превращение Нитирэна в «великого святого»

На этом не закон­чилось. Позднейшие приверженцы его учения сделали последний и, надо сказать, весьма решительный шаг: Нитирэн был объявлен «исконным Буддой», и именно в таком качестве он преподносится адептам Нитирэн сёсю и Сока гаккай. О Нитирэне как «превращенном теле» Будды, «истинном будде века конца Закона» писал еще Никкан, чью интерпретацию нитирэновских доктрин идеологи названных организаций считают, единственно адекватной. Обосновав свое право на роль «столпа Японии», Нитирэн предложил собственные рецепты спасения страны и мира. Большинство этих рецептов легли в осно­ву сотериологических доктрин новых религий, и прежде всего Сока гаккай. Нитирэновское «спасающее учение» базировалось на теоретических выкладках классиков тяньтайского буддизма, и в частности на онтологиче­ской доктрине Чжии. Опираясь на общемахаянистскую трактовку Будды в «теле Закона», Чжии разработал оригинальную кон­цепцию бытия, определенную им формулой «одно мгно­вение мысли — три тысячи». «Три тысячи» — число возможных, с точки зрения тяньтайского теоретика, гра­ней, сторон бытия человека и окружающего мира, при­чем все грани проявляются ежемгновенно (в «одно мгновение мысли»). Функционально же значимых мо­дусов существования (так называемых «миров Дхар­мы») насчитывается десять. Это некие психические со­стояния, которые «переживает» все сущее. Данные мо­дусы обозначаются словом «мир», что, как мы увидим, свидетельствует о достаточно сильном влиянии на эту доктрину древнеиндийских мифологических представле­ний. Следует отметить, что учение о десяти «мирах» — состояниях привлекало пристальное внимание средне­вековых нитирэнистов (Никкан разъяснял его суть в своем «Трактате из шести свитков» — «Роккан сё»), оно широко используется идеологами Сока гаккай для привлечения новых адептов. Современные интерпрета­ции «миров» можно увидеть в пропагандистских брошю­рах Общества, издаваемых массовыми тиражами; их содержание разъясняется в печатных органах филиалов Сока гаккай за пределами Японии.

Добавить комментарий