Противоборство между духовенством Нитирэн сёсю и руководством Сока гаккай

Оно поколебало организацию, отличавшуюся до тех пор высокой степенью спло­ченности своих рядов, что позволяло говорить о ней как о наиболее монолитной из всех религиозных ор­ганизаций Японии. Среди новых членов начали уси­ливаться сомнения в правильности как идеологии Сока гаккай, так и действий руководства Общества. Участились случаи выхода из организации, ее рост практически прекратился. Вокруг священнослужителей Нитирэн сёсю, стремившихся освободиться от чрезмер­ной зависимости от Сока гаккай, складывались группы верующих, покинувших ряды Общества. Все это приве­ло к известному ослаблению позиций Д. Икэда, поль­зовавшегося доселе непререкаемым авторитетом как руководитель Общества. Громче стали раздаваться го­лоса тех, кто проявлял недовольство в отношении проводимого им курса.

Обстановка требовала по крайней мере формальной смены лидеров организации. В апреле 1979 г. Икэда ушел с поста президента Сока гаккай, уступив место одному из наиболее влиятельных членов руководства — Ходзё Хироси. Речь, однако, не шла об отстранении Икэда от руководства делами Сока гаккай. Заняв специально учрежденный для него пост почетного пред­седателя организации, он продолжал оказывать ре­шающее влияние на ее деятельность. Это понятно: история новых религиозных движений Японии убеди­тельно свидетельствует о том, что каждое из них в существенной мере зиждется на авторитете своего ду­ховного лидера, являющегося, как правило, харизмати­ческой фигурой. Ни Ходзё, ни сменивший его через некоторое время на посту президента Сока гаккай близ­кий соратник Икэда Акия Дзюниоскэ харизматически­ми качествами не обладали. Формально отойдя от дел, Икэда практически остался признанным лидером дви­жения.

Добавить комментарий