Ранние буддийские школы

В XIII в. продолжали функционировать некоторые— Кэгон-сю, Риссю, причем последняя переживала ренессанс. Ее называют дисцип­линарной школой, поскольку во главу угла в ней ста­вилась религиозная практика: соблюдение множества обетов (в некоторых случаях до пятисот). Ригористич­ность предписаний не могла не импонировать опреде­ленному слою самураев, выходцам с окраин страны, где многие из них долгое время проживали в военных поселениях с жесткой дисциплиной. Достаточно ста­бильный круг адептов имела и школа Сингон. Сёгунат старался опереться не только на новый буд­дизм, но и на национальную религию синто. Сёгуны и сиккэны делали многочисленные пожертвования син­тоистским святилищам, чаще всего в виде земельных угодий. Синто объявлял императора прямым потомком боги­ни Аматэрасу, и, казалось бы, налицо почва для возник­новения трений между бакуфу и синтоистской церковью, но этого не произошло. Между политикой последова­тельного лишения императора и его правительства реальной власти, проводившейся сёгунатом и закреп­ленной законодательно, с одной стороны, и подчеркива­нием необходимости поклонения синтоистским божест­вам — с другой, не было противоречия. Причина этого явления в том, что бакуфу, как уже говорилось, фор­мально никогда не противопоставляло себя монарху: большинство важнейших актов сёгуна скреплено пе­чатью императора. Камакурским властям было выгодно опереться на поддержку синтоистской церкви, так как это в известной мере легализовало существование и деятельность бакуфу и ставило ее под «защиту» местных японских богов. Влияние же синтоистской церкви на японское общество того времени было доста­точно велико. Каждый феодальный клан поклонялся определенному синтоистскому божеству (правда, чаще всего принявшему буддийские черты) Во время правле­ния Минамото большой размах получил культ Хати — мана, покровительствовавшего военному сословию. Влияние синто-буддийского синкретизма явственно про­слеживается и в сочинениях Нитирэна.

Добавить комментарий