Распри между синто­истами и буддийским духовенством

Однако этот продиктованный свыше симбиоз ока­зался недолговечным, как оказалась нереальной и сама идея объединения различных религиозных течений в це­лях создания некоей новой религии. Внутри Академии великого учения не прекращались, стремившимся к восстановлению самостоятельности своих организа­ций. В этом направлении активно действовал Мокураи Симадзи (1838—1911) — один из видных деятелей ами — даистской группы Дзёдо син сю хонгандзи ха. Усилия Мокураи, поддержанные значительной частью буддий­ского духовенства, в 1875 г. привели к выходу из Акаде­мии великого учения четырех влиятельных амидаист — ских групп. Вскоре прекратило существование и само это искусственное образование

Идя на смягчение политики в отношении буддизма, власти учитывали и такое немаловажное обстоятель­ство, как глубокое проникновение буддийской обрядно­сти в жизнь народа. В конечном счете правительство отказалось от антибуддийских действий. Деятельность буддийских групп была узаконена, многие храмы вер­нули свои земельные владения. Это, однако, не привело к восстановлению былых позиций буддизма, который наряду с другими религиями был поставлен в подчинен­ное в отношении синто положение. Правительство объя­вило синто государственным обрядом, своего рода «над- религией», обязательной для каждого японца, незави­симо от его вероисповедания. Основным содержанием государственного синто стал культ императора, его «бо­жественных» предков, апологетика «уникальности» японской государственности и японской нации в целом. В условиях господства государственного синто в рели­гиозной жизни страны не допускалась проповедь рели­гиозных догм, которые противоречили бы указанной доктрине. Более того, религиозные группы, включая буд­дийские, вынуждены были, опасаясь преследований со стороны властей, вносить в свою догматику изменения, дабы привести ее в соответствие с доктриной государ­ственного синто. Наряду с запрещением преподавания религиозных дисциплин в учебных заведениях это ока­зало весьма негативное влияние на дальнейшее разви­тие догматики буддийских школ.

Добавить комментарий