Распространенного деления буд­дизма на «великую колесницу» и «малую колесницу»

Помимо широко Чжии, его китайские и японские последователи опери­ровали понятиями «временная великая колесница» и «истинная великая колесница». К первой относили уче­ния первого, третьего и четвертого периодов, ко вто­рой — «истинной» — учение, изложенное в Лотосовой сутре. «Временная великая колесница» — переходный этап между хинаяной и «истинной великой колесницей». Таким образом, в типологии Чжии центральное место занимает в общем-то не пятиэтапная периодизация, а выделение трех ступеней в развитии учения и отож­дествление последней с пятым периодом. В тяньтай — ской типологии буддийских доктрин отчетливо выделя­ются три аспекта, из которых наибольший интерес пред­ставляет третий: уравнивание «временной великой колесницы» с «малой колесницей», что сводило учение махаяны к Сутре лотоса благого Закона и Сутре о нирване (как «подтверждающей» проповеди). В нитирэновском учении внимание акцентируется именно на этом, третьем аспекте. Рассматриваемая доктрина уже сама по себе являлась для Нитирэна весьма мощным теоретическим оружием ниспроверже­ния других буддийских школ. Каждая школа имела свой собственный набор канонических сутр и трактатов, однако по тяньтайской классификации все эти тексты относились к подготовительным, не заключающим в себе «истинного учения». Доктрины амидаистских, дзэнских школ, а также Сингон Нитирэн отнес к треть­ему периоду проповеднической деятельности Будды в человеческом облике, а Риссю — даже к первому (см. «Итидай годзи дзу» — «Схема пяти периодов жизни Будды Шакьямуни в человеческом облике

Добавить комментарий