Ревизионистские тенденции в интерпретации соотноше­ния сякумона и хоммона

Надо сказать, что в конце XIV — начале XV в. в сре­де нитирэновского духовенства начали проявляться. Некоторые теоретики школы, прежде всего из группы Никко, заявили о принципиаль­ном единстбе и функциональном тождестве сякумона и хоммона. Особенно упорно настаивал на таком толко­вании Нитидзю, бывший монах школы Тэндай, обратив­шийся в нитирэнизм. На какое-то время подобный взгляд на сякумон и хоммон стал доминирующим во фракциях нитирэновского движения. Кроме того, на приверженцев нитирэнизма все большее влияние стал оказывать тэндайский эзотеризм, против которого резко выступал Нитирэн  Тем не менее в конечном счете возобладала ориги­нальная трактовка соотношения значений «вступитель­ных» и «основных» проповедей. Именно в решении данного вопроса проходит водораздел между ортодок­сальными и реформаторскими школами нитирэновского толка. Традиционную точку зрения пропагандирует, в частности, Нитирэн-сёсю, идейный руководитель Сока гаккай. Нитирэн утверждал, что «сокровенную суть Закона», заключенную в пяти знаках, Будда передал людям, жи­вущим в век «конца Закона», через «бодхисаттв, вы­прыгнувших из-под земли», обязательно появляющихся в начале периода упадка  . И далее делается принципиальный для концепции нитирэновского мессианизма вывод: «То, что Нитирэн, человек, родившийся в [век] конца Закона, раньше других [начал] распространять благой Закон, который должен распространять бодхисаттва Высшие Деяния (Вишиста-чаритра.— Авт.); то, что первым выявил [суть учения], издавна почитаемого Шакья [му­ни, заключенную] в главе о вечной жизни хоммона, в которой выявляются бодхисаттва Высшие Деяния, будда Многочисленные Сокровища… бодхисаттвы, выпрыгнувшие из-под земли… означает, что Нитирэн раньше был.

Добавить комментарий