Сайтё

Он был одним из немногих буддийских деятелей того времени, решительно и бескомпромиссно порвав­шим со старой церковью и ориентировавшим организован­ную им школу на поддержку двора в Хэйане. Со своей стороны император и ближайшие его советники патро­нировали Тэндай-сю и ее лидера. Сайтё разработал и представил двору развернутую концепцию теократи­ческого государства и всю жизнь боролся за ее реали­зацию. В известной мере это удалось сделать его пре­емникам в X—XII вв. В теоретической программе Сайтё, изложенной в серии посланий императору, отчетливо обрисована и концепция государственной церкви, фактически незави­симой от гражданских институтов власти. Теократическая концепция строилась по следующей схеме. Государство было включено в число объектов «спасения», на которые была направлена альтруисти­ческая деятельность бодхисаттвы. Бодхисаттвами же Сайтё объявил монахов собственной школы, которые стали именоваться «бодхисаттвы-монахи». Кроме того, являясь, по утверждению Сайтё, носителями «высшего знания», они провозглашались «сокровищем страны» и как раз теми людьми, которые оптимальным образом способны наставлять светскую власть. Тэндай-сю добилась многих экономических приви­легий: храмы на горе Хиэй со временем превратились во владельцев огромных феодальных поместий в разных районах страны; большое количество земель и мате­риальных ценностей попадало в руки буддийской элиты в виде пожертвований. Императорское правительство в свою очередь являлось гарантом процветания школы Тэндай — как крупного религиозного объединения, так и могущественного феодала. Тем не менее следует еще раз подчеркнуть, что Тэндай-сю была ориентирована исключительно на аристократические слои. Прочная взаимосвязь на всех уровнях — политическом, эконо­мическом и идеологическом — создавалась именно с аристократией. Остальные общественные группы в си­стему этих взаимосвязей не входили, что самым непо­средственным образом отразилось на судьбе объеди­нения после установления в конце XII в. нового полити­ческого режима.

Добавить комментарий