Самурайская элита

Нитирэн хотел заставить, воз­главлявшую страну, не только считаться с интересами данных слоев японского общества, но и принять их иде­ологию в качестве господствующей. Объективно это означало выражение претензий указанных социальных групп играть доминирующую (или по крайней мере весьма заметную) роль в политической и экономичес­кой жизни страны хотя бы опосредованно — через ни — тирэновское учение о Лотосе благого Закона, что было совершенно нереально. После кончины Нитирэна во главе движения ока­зались его шесть учеников, названные им самим, как уже говорилось, незадолго до смерти: Ниссё, Нитиро, Нико, Ниттё, Нитидзи, Никко. В 1288 г. совещание монахов на горе Минобу, выполняя волю Нитирэна, причислило к кругу шести учеников еще двенадцать человек. Все они получили титул «старшие монахи». Кроме того, в ядро объединения входили и так называ­емые «средние по старшинству монахи» — ученики не­посредственных учеников и последователей основателя движения. Выше уже отмечалось, что ученики Нитирэна были ответственны за деятельность объединения в различ­ных районах страны. После кончины лидера движения формы руководства практически не изменились, и та­кое положение вещей не могло не стимулировать раз­витие сепаратистских тенденций на местах. И действи­тельно, очень скоро в рамках движения возникло нес­колько по существу автономных объединений со свои­ми храмовыми центрами. Однако такому раздроблению предшествовал ряд событий. Для координации деятельности руководителей мест­ных групп было решено проводить ежегодные собра­ния, или, выражаясь современным языком, общена­циональные съезды, монахов Нитирэн-сю на горе Ми — нобу, на которых в течение месяца должны были об­суждаться актуальные проблемы деятельности объеди­нения, согласовываться тактика пропагандистской ра­боты, рассматриваться вопросы догматики во избежа­ние противоречивых толкований на местах. Однако очень скоро стало ясно, что регулярно созывать съезды невозможно по многим причинам: преследование адеп­тов школы, трудность приезда лидеров групп в храм Куондзи на Минобу, официальный тогда центр нитирэ­низма. Именно в это время начались разногласия сре­ди «старших монахов», приведшие в конце концов к расколу движения.

Добавить комментарий