Снятие оппозиции между буддой и всеми живыми существами

Оно имело важнейшее значение и для Нитирэна, поэтому он неоднократно возвращается к этому вопросу в своих сочинениях. Естественно, что главным аргумен­том выступают «откровения» Будды, зафиксированные в Сутре лотоса благого Закона. В конечном счете из рассуждений Нитирэна следует: противники данного учения не правы, поскольку опираются только на «предшествующие» сутры, в которых запечатлены уче­ния, лишь приближающиеся к «истинному». С другой стороны, те же, кто апеллирует к Лотосовой сутре, гово­ря об отсутствии в ней какого-либо упоминания о десяти взаимопроникающих «мирах», не доросли до восприя­тия «сокровенной сути Закона». Таким образом, и в этом случае Нитирэн столкнулся с необходимостью усилить культ этого религиозного текста, что в свою очередь вело к повышению функциональной роли доктрины «пять периодов — восемь учений». Нужно сказать, что и современные идеологи нитирэнизма неустанно под­черкивают исключительное для всего человечества зна­чение Сутры лотоса благого Закона. По словам Д. Икэ — ды, третьего президента Сока гаккай, если человеческая деятельность во всех областях (культуре, общественной жизни, экономике, политике, образовании) хочет стать ценностным проявлением человеческой жизни, она должна «получить силы из философии Лотосовой сут­ры» И в другом месте: «Из всех сутр именно Сутра лотоса благого Закона единственная «сутра — царь»»   Утверждение истинности учения о десяти взаимопро­никающих «мирах» позволило сделать Нитирэну вполне логичный вывод: все без исключения японцы (и шире — все люди), как и вся природа, являются буддами в по­тенции, и к высшему благу остается сделать еще один шаг. Однако то, в каком направлении шагать, знает только он, Нитирэн, «посланец Будды», «столп Японии». Такой вывод, безусловно, в глазах Нитирэна и его при­верженцев лишний раз оправдывал самые резкие напад­ки на учения других буддийских школ.

Добавить комментарий