Соединение филосо­фии Макигути с вероучением Нитирэна

Какие же причины обусловили? Иные японские религиоведы безапелляционно утверждают, что таких причин вовсе не было. По словам Н. Такэнака, «сколь­ко ни изучай данный вопрос, и по сей день невозможно обнаружить причины, по которым Сока гаккай должно было (курсив наш.— Авт.) соединиться с Нитирэн сё­сю. Иными словами, их соединение явилось скорее слу­чайным, чем неизбежным» (50. С. 22). С подобными утверждениями, однако, трудно согласиться. Возможно, приобщение Макигути именно к Нитирэн сёсю и было чистой случайностью. Что толкнуло Маки­гути на этот шаг, не выяснено и по сей день. Известно лишь, что в «истинную веру» Макигути был обращен влиятельным членом Нитирэн сёсю, с которым познако­мился через интервьюировавшего его репортера. Каза­лось бы, случайность. И тем не менее вступление Маки­гути на путь религии представляется скорее закономер­ным, нежели случайным. Как уже говорилось, Макигути стремился к реформе системы образования на базе своей «теории ценностей». Он был убежден в том, что сущность человеческого счастья, являющегося целью воспитания, заключается в создании материальных и духовных ценностей. Созда­вая ценности для себя, человек создает тем самым цен­ности для общества в целом. Иными словами, счастье общества есть арифметическая сумма счастья всех его членов. Уже сам по себе такой идеалистический подход легко сочетался с религиозной идеологией. Но дело не только в этом. Макигути все более убеждался в том, что в условиях современной ему Японии задача рефор­мы системы образования нереальна. Вспомним, что гос­подствующее место в этой системе занимала доктрина «уникальной японской национальной сущности» с ее шовинизмом и апологетикой императорской власти. С начала 30-х годов идеологический контроль со сторо­ны властей становился все более жестким. Правители Японии вели страну к агрессивной войне, и вся систе­ма образования, чем дальше, тем больше, подчинялась задаче воспитания послушных воле императора потен­циальных солдат, готовых по его повелению отдать свою жизнь на полях сражений. Разумеется, в подобных ус­ловиях не могло быть и речи о реформе системы обра­зования, не соответствующей указанной задаче. Этого не мог не понимать Макигути. Осознание невозможно­сти претворить в жизнь свою теорию и тем самым, как он был убежден, облагодетельствовать общество побу­дило Макигути в конечном счете обратиться к религии как более эффективному средству достижения цели.

Добавить комментарий