Состояние конкретного мучения

В доктринальной и апологетической литературе «миры» описываются в строго иерархическом порядке.

«Мир ада»., испы­тываемого человеком. В буддизме, напомним, человече­ская жизнь как таковая отождествляется со страда­нием, хотя человек субъективно этого чаще всего не осознает. «Мир ада» — выражение такого  Сами по себе «миры»-состояния не являются изоб­ретением Чжии или его соратников. В древности, на уровне мифологического сознания, они воспринимались буквально: где-то, как отдельная территория, существу­ет ад, в каком-то определенном районе обитают «голод­ные духи» — «преты», в другом — «асуры». На небесах проживают божества и т. д. Естественно, что «населе­нию» каждого «мира» приписывался набор специфи­ческих черт поведения. Буддизм ввел «миры» шраваков, пратьекабудд, бодхисаттв и будды. Со временем зна­чение «миров» переосмыслилось: они стали превра­щаться в «знаки», символы бытия, несмотря на сохра­нявшуюся наивность их описания. В тяньтайском учении данный процесс завершился. «Миры» приобрели статус основных модусов бытия; их функционирование, согласно Чжии, осуществляется по десяти параметрам: вид (форма), естество (приро­да), тело (сущность), потенция развития, действие, внутренняя и внешняя причины, непроявленный и про­явленный результаты их существования, фактор, свя­зывающий в функциональную систему все параметры. Нитирэн разъяснял эти параметры в ряде трактатов, в том числе и в таком основополагающем, как «Канд­зин [-но] хондзон сё». Данная сторона онтологической доктрины анализируется и в современной литературе, издаваемой нитирэнистами. Однако и в средневековье, и сейчас такого рода сочинения предназначались (и предназначаются) главным образом для узкого кру­га интересующихся буддийской философией. Широкой публике предлагаются популярные, без всяких догмати­ческих ухищрений описания «миров».

Добавить комментарий