Спасители Японии

Объявив себя, носителем высше­го знания и единственным человеком, проникнувшим в суть «откровений» Будды, запечатленных в Лотосовой сутре, Нитирэн предложил конструктивную программу достижения всеобщей гармонии, основанной на доктри­нах хоммона. Для этой цели, утверждал Нитирэн, необ­ходимо следовать так называемым трем тайным зако­нам (сандай хихо). Впервые Нитирэн упомянул эти «законы» в трактате «Хоккэ сюё сё» (1274 г.) и в оставшиеся годы жизни развивал, точнее говоря, систематизировал свои взгля­ды о «трех тайнах». В конце 1281 г. появляется сочине­ние «Сандай хихо гэндзё дзи» («О наследовании трех великих тайных законов»), в котором утверждается, что «тайные законы» Нитирэну передал бодхисаттва Вишиста-чаритра. Правда, до сих пор остаются неясно­сти по поводу авторства трактата, но даже если он и не принадлежит непосредственно кисти Нитирэна, идеи, изложенные в этом сочинении, полностью соответствуют нитирэновским. Итак, «три великих тайны» — это: Хондзон — «истинно (изначально) почитаемое». В традиционном понимании это статуя или изображение какого-либо будды, устанавливаемые в храме и явля­ющиеся объектом поклонения. У Нитирэна хондзон — пять знаков: «Мё» — «хо» — «рэн» — «гэ» — «кё». Это, напомним, иероглифы, которыми записывается назва­ние «Сутра лотоса благого Закона». Еще Чжии указал на сакральное значение этих знаков: в них якобы заключена квинтэссенция «сокровенных истин» Будды. Каждый иероглиф соотносился с тем или иным доктри­нальным комплексом школы Тяньтай. Нитирэн, как.уви­дим, еще более усилил функциональное значение цепоч­ки «Мё» — «хо» — «рэн» — «гэ» — «кё».

Добавить комментарий