Типология буддийских учений

Она строилась по принци­пу от менее совершенного к более совершенному. Естественно, что в зависимости от принадлежности классификатора к той или иной буддийской школе одни и те же учения занимали неодинаковые места в разных классификациях. Таким образом, типологии были субъ­ективны и антиисторичны. Все вышесказанное в пол­ной мере относится и к Чжии, хотя апологеты тянь­тайского направления выдавали и выдают выделенные им пять периодов проповеднической деятельности Буд­ды Шакьямуни за правдивое и точное описание его жизни как будды в человеческом облике. Для Нитирэна доказательство превосходства Сутры лотоса имело чрезвычайно важное значение, так как абсолютизация «Хоккэкё», а значит, и идеологического комплекса, в ней отраженного, являлась основопола­гающей доктриной его учения. Уже в 50-е годы XIII в. Нитирэн живо интересовался аргументацией Чжии, посредством которой обосновывалось исключительное положение Лотосовой сутры. В нитирэновских сочи­нениях можно найти многочисленные ссылки на клас­сификацию Чжии. Есть у него и специальные работы о ней. Следует подчеркнуть, что уже в это время Нити­рэн рассматривал доказательства приоритета сутры через призму борьбы с другими буддийскими учениями, и прежде всего с амидаизмом. Чжии разделил деятельность Шакьямуни как про­поведника в человеческом облике на пять периодов. В течение первых четырех (с момента «просветления» под деревом Бодхи) Будда выступал как мессия, при­званный спасти человечество, которое нуждается в подготовке к такому великому акту. Поэтому в течение второго, третьего и четвертого периодов Шакьямуни постепенно подводил своих слушателей к правильному восприятию «учения круга», т. е. к совершенному и абсолютно истинному учению (проповеди первого пе­риода были адресованы главным образом бодхисат — твам и божествам). Наконец, Будда «открыл» учени­кам «истинный Закон», и это случилось в пятый, послед­ний период его деятельности, который якобы длился восемь лет. Периодизация же деятельности Будды вы­ражается прежде всего через классификацию буддий­ских сутр, поскольку считается, что учения соответ­ствующих периодов зафиксированы в канонических буддийских текстах.

Добавить комментарий