Традиционных школ буд­дизма

В отличие от синто и новые религии во всех сферах деятельности опираются преимущественно не на профессиональное духовенство, а на массы верующих. Во многих новых религиях практически нет священнослужителей. Задача проповеди веры и привлечения неофитов возлагается на самих членов организации. Рвение в этих делах служит высшим критерием приверженности верующего своей организации, а следовательно, и того, достоин ли он благ, которых ожидает от веры. Такой подход служит мощным стимулом миссионерских усилий каж­дого верующего. В свою очередь высокая степень их миссионерской активности служит важнейшим факто­ром роста организации Уже само обстоятельство, что на верующего возложена миссия привлечения неофитов, от выполне­ния которой зависит усиление организации, возвышает его в собственных .глазах, вселяет в него чувство собственной значимости. Подобные чувства культиви­руются и повседневной практикой новых религий, в которой важное место занимают групповые собеседова­ния. В ходе таких собеседований верующий получает возможность выговориться, изложить свои тревоги и за­боты, получить от руководителя группы совет, имеющий отношение к нему одному. Вне зависимости от практи­ческой ценности этого совета у верующего возникает иллюзия, что о нем заботятся, что он кому-то нужен, а это в свою очередь рождает в нем чувство собствен­ного достоинства. Все это имеет важное значение в обществе, в котором в течение веков конфуцианская доктрина беспрекословного подчинения младших стар­шим, нижестоящих вышестоящим практически отрица­ла значимость отдельной человеческой личности. Одна­ко в силу авторитарного характера новых религий и того, что, как правило, они проповедуют консерватив­ную мораль, основанную на традиционной семейной системе, которая регулируется опять-таки этическими нормами конфуцианства, чувство собственной значи­мости, культивируемое указанной практикой, носит по существу иллюзорный характер.

Добавить комментарий