Возрос интерес к личности Нитирэна

В этой обстановке резко,его учению, особенно к тем его аспектам, ко­торые свидетельствовали о стремлении Нитирэна увя­зать свои догмы с жизнью общества, современной ему политикой. Этот интерес вышел далеко за пределы буд­дийских кругов. 90-е — 900-е годы отмечены появлением большого числа работ о Нитирэне, авторами которых были люди самых различных религиозных взглядов и политических убеждений. О Нитирэне писали популяр­ный в то время писатель, драматург и эссеист Кода Рохан и такие известные христианские литераторы и общественные деятели, как Утимура Кандзан, Киносита Наоэ, Уэмура Масахиса, Такахаси Горо. В 1894 г. была написана первая пьеса о Нитирэне, автором которой был видный политический обозреватель, прозаик и дра­матург Фукути Оти. А десять лет спустя на сцене Театра Кабукидза с успехом прошла пьеса одного из крупных литераторов конца XIX — начала XX в., Мори Огай, «Уличная проповедь Нитирэна». Можно было бы на­звать и ряд других имен, в том числе уже упоминавше­гося ками социалиста Котоку Сюсуй. Вся эта многожан­ровая литературная продукция способствовала про­паганде учения Нитирэна среди широких кругов япон­ской общественности. Литераторов и общественно-политических деятелей описываемой эпохи привлекала прежде всего яркая лич­ность Нитирэна, его бурная жизнь. Каждый из них в соответствии со своими морально-этическими взгля­дами и политическими убеждениями искал «своего» Нитирэна, выделяя в его учении и практической деятель­ности то, что ему больше всего импонировало. Так, если революционера Котоку привлекал Нитирэн — человек действия, борец за торжество своих идей, то литератора Киносита Наоэ, который ко времени написания работы о Нитирэне порвал с социалистическим движением, интересовал больше Нитирэн-мыслитель, отошедший от активной общественной деятельности в последние годы жизни.

Добавить комментарий