Вступление Японии на путь внешней экспансии

Оно спо­собствовало дальнейшему усилению шовинистических настроений в кругах буддийского духовенства. В канун японо-китайской войны 1894—1895 гг. Иноуэ Энрё выступил со статьей о «философии войны», в которой поддержал милитаристскую политику правительства (там же. С. 231). Во время войны практически все буд­дийские группы направили своих проповедников в дей­ствующую армию, участвовали в движении оказания помощи раненым и семьям, потерявшим кормильцев на полях сражений. Многие буддийские храмы, пользовав­шиеся популярностью среди населения как центры культа земных благ, стали устраивать службы о даро­вании победы и благополучном возвращении «доблест­ного воинства» на родину. Это нововведение способство­вало усилению связей буддийских храмов с милитарист­ской политикой властей (24. С. 70). Указанные тенден­ции в деятельности буддийских организаций стали еще более заметными в период русско-японской войны 1904—1905 гг., когда их сотрудничество с властями осо­бенно активизировалось. Правительство отдавало должное этим усилиям буддийского духовенства, свиде­тельством чему служит факт награждения императором руководителя Дзёдо син сю хонгандзи ха Отани Кодзуй (1876—1948) за заслуги в повышении морального духа населения  После русско-японской войны власти предприняли попытки активизировать использование буддизма в борьбе с распространением в Японии прогрессивных идей. На одном из заседаний парламента в 1911 г. пред­ставители правительства подчеркивали роль религии, в том числе буддизма, в борьбе против «опасных мыс­лей». В 1912 г. на совещании руководителей различных религиозных групп, созванном по инициативе министра внутренних дел, представители буддийского духовен­ства высказались за полную поддержку политической линии правительства. Активизировалась проповедниче­ская деятельность буддийских священников на захва­ченных японской военщиной территориях — на Тай­ване, Южном Сахалине, в Корее (45. С. 357). Иные буд­дийские деятели пытались обосновать империалистиче­ские устремления Японии догмами буддизма. Получил известность как апологет паназиатизма упоминав­шийся уже Отани Кодзуй.

Добавить комментарий