Высокая степень приспособляемости к меняю­щейся действительности

В данном случае Сока гаккай продемонстрировало свойственную новым религиозным движениям исключи­тельно, к требованиям времени, готов­ность пойти ради этого на отказ от принципов, счи­тавшихся доселе основополагающими. Столкнувшись с растущим сопротивлением японского общественного мнения анахронической идее соединения религии с по­литикой, Сока гаккай практически отбросило ведущий принцип учения Нитирэна о теократическом государ­стве, на котором строилась вся деятельность органи­зации. Задача сделать Сока гаккай привлекательным в глазах общественного мнения, продемонстрировать «открытый» характер организации заставила ее не толь­ко отказаться от практики активного навязывания «ис­тинной веры» при помощи метода сякубуку и нетерпи­мого отношения к инакомыслящим, но и перенести акцент на новые формы деятельности. По существу в первой половине 70-х годов начался новый этап в истории Сока гаккай. На вооружение был взят лозунг: «Сока гаккай — это организация ми­ра, образования и культуры, в основе деятельности которой лежит учение буддизма». Антивоенная тема постепенно заняла ведущее место практически во всех массовых мероприятиях Сока гаккай и связанных с ним организаций. Сока гаккай стало принимать участие в движении в защиту конституции Японии, провозгла­шающей отказ от войны как средства государственной политики, против попыток передать под опеку государ­ства синтоистское святилище Ясукуни, снискавшее пе­чальную репутацию центра пропаганды идей милита­ризма и шовинизма. Еще недавно фанатически нетерпимое в отношении инакомыслящих, Сока гаккай стало выступать за диа­лог с другими вероучениями. Более того, по инициативе Икэда была предпринята попытка нормализовать от­ношения с Коммунистической партией Японии, с кото­рой Сока гаккай в течение ряда лет находилось в острой конфронтации.

Добавить комментарий