Знамена нового буддизма

Это— та­кие лозунги были напечатаны в листовках, распростра­нявшихся членами Союза. Деятельность Союза смы­калась с выступлениями наиболее прогрессивных эле­ментов японского общества против капиталистической эксплуатации, помещичьего гнета, проводимой, правя­щими кругами политики войны и агрессии, особенно активизировавшейся в начале 30-х годов, после захва­та Японией северо-восточных провинций Китая. В 1937 г. Новый буддийский молодежный союз был запрещен, его лидеры арестованы.

С. Токоро характеризует Сэно Гиро как единствен­ного нитирэниста, пытавшегося соединить буддизм с идеями социализма Действительно, Сэно Гиро — явление исключительное в нитирэновском дви­жении. Надо, видимо, признать, что главным фактором боевитости и прогрессивной направленности деятельно­сти Нового буддийского молодежного союза была не столько приверженность членов организации идеям Ни­тирэна, сколько их связи с общедемократическим дви­жением.Танака Тигаку, Хонда Ниссё, их ученики и последо­ватели разработали новую интерпретацию идей Нити­рэна, окрашенную в шовинистические и милитаристские тона, проникнутую апологетикой императорской вла­сти. Ее влияние испытали на себе не только многие об­щественные и политические деятели, но и основатели ряда новых религиозных движений нитирэновского тол­ка. По словам японского религиоведа С. Мураками, их догмы в той или иной мере несут печать заимствований из «чистого нитирэнизма»  Вместе с тем речь может идти только о заимствованиях. «Чистый нитирэ­низм», как таковой, будучи по своему характеру слиш­ком далек от повседневных интересов народных масс, не мог стать идеологической основой ни одного массо­вого религиозного движения. Такой основой могли быть лишь взгляды, тесно связанные с традицией и религиоз­ной практикой японского народа, ставящие во главу угла конкретную, всем хорошо понятную, а главное — желанную цель — обретение земных благ.

Добавить комментарий